Вопрос знатокам: Что за дом такой? или Кто заказывает музыку?

Что за дом такой?

В дом заходишь как
Все равно в кабак,
А народишко –
Каждый третий – враг.
Своротят скулу,
Гость непрошеный!
Образа в углу –
И те перекошены.

И затеялся смутный, чудной разговор,
Кто-то песню орал и гармошку терзал,
И припадочный малый – придурок и вор –
Мне тайком из-под скатерти нож показал.

“Кто ответит мне –
Что за дом такой,
Почему во тьме,
Как барак чумной
?
Свет лампад погас,
Воздух вылился…
Али жить у вас
Разучилися?

Двери настежь у вас, а душа взаперти.
Кто хозяином здесь? Напоил бы вином”.
А в ответ мне: “Видать, был ты долго в пути
И людей позабыл – мы всегда так живем!

Траву кушаем,
Век на щавеле,
Скисли душами,
Опрыщавели,
Да еще вином
Много тешились,
Разоряли дом,
Дрались, вешались
“.

“Я коней заморил, от волков ускакал.
Укажите мне край, где светло от лампад!
Укажите мне место, какое искал,
Где поют, а не стонут, где пол не покат”.

“О таких домах
Не слыхали мы,
Долго жить впотьмах
Привыкали мы
.
Испокону мы –
В зле да шепоте,
Под иконами
В черной копоти
“.

И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя, гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли да глядели глаза,
И где люди живут, и – как люди живут!

Так вот, Вассерман утверждает, что, по его мнению, песня эта – про французов:

> “Владимир Семёнович после визитов на Запад очень точно обрисовал тамошние душевные проблемы. “

Учитывая, что Вассерман – самый догадливый человек в мире, может ли он действительно понимать эту песню Высоцкого, написанную в 1974 году и в 1976 году предлагавшуюся в кинофильм «Емельян Пугачев», как песню о Франции, или он нарочно лжет ради популярности среди тоталитаристов? Кстати: ответ на нашу загадку: кто платит, тот и музыку заказывает.

Кстати, вот еще одна на эту же тему:

Но так оно и есть
Словно встарь, словно встарь:
Если шел вразрез –
На фонарь, на фонарь!
Если воровал –
Значит, сел, просто сел,
         А если много знал –
Под расстрел, под расстрел!

Думал я – наконец не увижу я скоро
Лагерей, лагерей,
Но попал в этот пыльный расплывчатый город
Без людей, без людей.
Бродят толпы людей, на людей непохожих,
Равнодушных, слепых.
Я заглядывал в черные лица прохожих –
Ни своих, ни чужих.

Так зачем проклинал свою горькую долю?
Видно, зря, видно, зря!
Так зачем я так долго стремился на волю
В лагерях, в лагерях?!

Бродят толпы людей, на людей непохожих,
Равнодушных, слепых.
Я заглядывал в черные лица прохожих –
Ни своих, ни чужих.

1964

Leave a Reply

